80% людей, которые уволились в течение 6 месяцев после поступления на работу, приняли это решение в первые 2 недели на новом месте. Вы все еще недооцениваете значение адаптации?
Итак, после собеседования вы выбрали подходящего организации сотрудника. Завтра у него начинается рабочий день. Но не только ему нужно подготовиться к этому. «Мы в ответе за тех, кого приручили», поэтому первое время руководителю нужно оказывать новому сотруднику повышенное внимание. Помните, что среди наиболее частых страхов сотрудников на новом месте работы встречаются: страх совершить ошибку, не найти общий язык с коллегами и руководителем, не разобраться в правилах организации.
Если человек не будет ощущать поддержку руководителя, он засомневается в правильном выборе места работы, а чем чаще его будут посещать подобные сомнения, тем ниже будет его уровень доверия и лояльности к новой организации. Такие мысли у сотрудника могут проявиться в низких результатах и невысоком качестве работы. Отлаженная система адаптации также сокращает издержки компании, поскольку новый сотрудник быстрее вливается в коллектив и начинает трудиться в полную силу. Эти аргументы должны убедить вас в том, что новичка нужно адаптировать к новому месту как можно более оперативно, и в этом помогут нехитрые организационные мероприятия и социально-психологические методы.
Чтобы «влить» человека в коллектив максимально эффективно, вам как руководителю можно разделить адаптацию на несколько этапов. Они могут занять от 2 до 8 недель, в зависимости от особенностей характера нового сотрудника, рода службы, количества обязанностей новобранца. Однако не привязывайтесь к этим срокам, помните, что каждый случай индивидуален. Итак, начнем!
Этап 1. Знакомство с организацией.
На этом этапе важно дать новому сотруднику глобальное понимание о его новом месте работы. Подготовьте для него набор рекламных брошюр, подборку презентаций о работе компании. Распечатайте для новичка статут компании или любой другой документ, который позволит ему в полной мере узнать философию организации, рассмотреть последние кейсы, узнать о перспективах предприятия, понять место фирмы на рынке, а также представить себе полный пакет услуг, продуктов, заказчиков, которыми занимается компания.
Кроме этого, документы должны содержать основные принципы работы компании, манеры и способы общения с клиентами, чтобы новый сотрудник сразу мог нащупать нужный стиль разговоров.
После этого этапа новичок должен понять:
- нормы и правила работы в компании;
- структуру организации;
- имена ключевых руководителей компании;
- свое место в коллективе;
- систему субординации в компании;
- систему материальных вознаграждений.
Этап 2. Документальный
Новое место работы предполагает оформление целого пакета документов – заявления о приеме на работу, трудового договора, положения о коммерческой тайне и т.д. Позаботьтесь о том, чтобы новому сотруднику были предельно ясны все пункты каждого документа. Если это необходимо, организуйте для него разговор с юристом, если работник хочет ознакомиться с договором некоторое время, забрать его для изучения домой или показать своему специалисту – не противьтесь этому. Это нормально, когда человек заботиться о юридических тонкостях своей будущей работы, и если вы с самого начала не хотите создавать конфликт на пустом месте, войдите в положение человека и дайте ему время на изучение всего пакета документов.
После этого этапа новичок должен понять:
- юридические тонкости работы в организации;
- свои гарантии и обязанности, прописанные в документах.
Этап 3. Знакомство с руководителем
Руководитель должен четко объяснить человеку, что от него требуется. Это может быть перечень обязанностей и возможностей сотрудника, продолжительность его рабочего дня, требования к внешнему виду, перерывы на обед и кофе, возможность использования телефона в личных целях, политика компании в отношении сверхурочных работ, сроки и порядок выплаты зарплаты, предоставление отпуска. Возможно, все это прописано в документах, однако проговорить это лишний раз «недокументным» языком лишним не будет.
После этого этапа новичок должен понять:
- круг своих задач;
- порядок взаимодействия с руководителем;
- принятые методы планирования, отчетности и контроля;
- порядок взаимодействия с другими отделами;
- финансовые вопросы;
- вопросы с планированием времени.
Этап 4. Знакомство с коллегами
На этом этапе работник должен понять, что его новая организация – это не только про административные единицы и его задачи, но еще и про слаженный коллектив. Во время внепроизводственной адаптации важно наладить неформальные отношения внутри коллектива и показать новому сотруднику, какие возможности для этого существуют. Важно рассказать ему, как часто проходят различные корпоративы, совместные культурные и спортивные мероприятия, где стоят кофе, чай и печенье – чтобы человек сразу чувствовал себя как дома. Этот этап важно провести в течение первой рабочей недели новичка. Можно сделать это в неформальной обстановке.
После этого этапа новичок должен понять:
- систему неформального общения в организации;
- структуру различных разделов компании;
- к каким специалистам можно обращаться в случае возникновения вопросов – рабочих и не связанных с работой.
Этап 5. Знакомство с рабочим местом
Достаточно просто показать сотруднику его новое место, объяснить, как добраться до него от главного входа в здание, помочь разобраться с технической комплектацией рабочего места, рассказать, куда можно звонить в случае неисправностей. Важно также объяснить человеку, где можно повесить свою одежду, где может стоять его кружка, куда поставить цветок и приклеить стикеры. Это кажется мелочью, но на любом новом месте человек чувствует себя неуютно, и ему важно окружить себя знакомыми вещами.
После этого этапа новичок должен понять:
- где находится его рабочее место;
- как оно функционирует;
- степень свободы в обустройстве рабочего места;
- вопросы парковки (в случае необходимости).
Некоторые общие советы:
- Первый день лучше начинать несколько позже обычного, чтобы выполнить все адаптационные мероприятия без суеты, когда все сотрудники уже на месте и выпили по привычной чашке кофе.
- Следите за прогрессом сотрудника во время всего периода адаптации. Для этого проводите с ним встречи, на которых обсуждайте результаты выполнения программы. Подобные разговоры лучше проводить на 3, 7, 14, 21, 31 день работы сотрудника в организации.
- Создайте программу адаптации, проконсультировавшись с HR- специалистом, психологом и юристом.