Как не дать сотрудника в обиду

В 80-х годах в Швеции психолог и ученый-медик Ханц исследовал типы конфликтов в коллективе и назвал одной из основных причин нездоровых поведений моббинг. Он определил 45 вариаций характерного для него поведения: утаивание информации, клевета, социальная изоляция, распространение необоснованных слухов, высмеивание, несправедливая критика и т.д. Причинами подобного поведения могут стать зависть, желание унизить человека для удовлетворения своих амбиций, развлечения или самоутверждения или желание подчинить.

В наше время методы моббинга только совершенствуются – и к борьбе с ними нужно быть готовыми как сотрудникам, так и руководителям. Ведь вовремя заметить корни проблемы – значит, устранить ее на начальном этапе, пока она не переросла в нечто большее.

Итак, для начала проанализируем, по каким признакам можно заметить моббинг в коллективе. 

Признаки моббинга:

  • человек открыто отказывается общаться с другим сотрудником;
  • профессиональные качества сотрудника не принимают во внимание: достижения ставятся под сомнение, значимость побед принижается. Любой промах, наоборот, раздувается до размеров крупного косяка;
  • люди игнорируют профессиональные просьбы одного из коллег;
  • вы слышите насмешки над определенными сотрудниками;
  • при любом случае вам выставляют в невыгодном свете определенного сотрудника. Это могут быть оповещения об опозданиях и отсутствии на рабочем месте, сотрудники могут скрывать определенную корреспонденцию;
  • нечестное переманивание клиентов, приписывание себе успехов других;
  • вы понимаете, что необходимая информация не доходит до сотрудника в нужном свете или она предоставлена настолько коротко и поздно, что у человека не было времени и возможности решить задачу;
  • до вас доходят немыслимые сплетни, происхождение которых невозможно проверить;
  • человеку поручается тяжелая работа, с которой он не может адекватно справиться в отведенные сроки;
  • в коллективе участились «несоответствия в показаниях». Например, один из сотрудников уверяет, что он положил их на стол к другому, другой все отрицает;
  • за время отсутствия человека (отпуск, выходные, болезнь), его обязанности перераспределяются, а также решаются глобальные вопросы, связанные с общими проблемами;
  • в коллективе стали возникать мелкие кражи и порча личных вещей.

Виды моббинга:

  • вертикальный (когда давление происходит «сверху» – давление руководителя на подчиненного);
  • горизонтальный (когда давление происходит со стороны равных – коллег).

Решения проблемы:

Если вы работодатель:

  • изначально попробуйте предотвратить моббинг и не создавать нужные для него условия – обеспечить для всех равные условия работы и систему поощрений, не устраивать людей на работу, руководствуясь родственными связями, не допускать сексуальных домогательств среди работников, равномерно нагружать аналогичных сотрудников отделов;
  • попробуйте понять причины моббинга. Возможно, это неоднозначно очерченный круг деловых обязанностей сотрудников, плохая организация труда, отсутствие нужной мотивации у сотрудников, ваша личная неприязнь;
  • четко обрисуйте все задачи сотрудников, которые не пересекают друг друга, чтобы избавиться от ненужной конкуренции;
  • не относитесь к любителям интриг и закулисных игр попустительски: дайте понять, что готовы пресекать подобные действия самым жестким образом (лишение премий, увольнение и т.д.); 
  • попытайтесь снять внутреннее напряжение в коллективе;
  • если сотрудник новый, подумайте, все ли вы сделали для его грамотной адаптации  (гиперссылка на текст об адаптации). Если нет – попробуйте провести ряд мероприятий, которые помогут расслабить коллектив;
  • создайте механизмы получения обратной связи от служащих;
  •  предложите сотруднику подходящую должность в другом отделе/управлении (если это возможно и другие методы уже испробованы);
  • и прежде всего, поразмыслите: нет ли моббинга с вашей стороны по отношению к кому-либо из сотрудников?

Если вы сотрудник:

  • по возможности будьте доброжелательны со всем коллективом. Помните, что работы – это просто выполнение определенных обязанностей для получения денег и других мотивационных вещей, поэтому не позволяйте ей влиять на ваше психологическое здоровье;
  • не унижайте коллег;
  • если вы видите, что кто-то пытается вывести вас из себя, попробуйте поговорить с ним и выяснить, чего он добивается;
  • если вы все же стали жертвой моббинга, попытайтесь понять его причины, поговорить с коллективом;
  • возможно, вам нужно изменить модель поведения: не позволяйте себе быть жертвой и проявлять слабость, жалобность. Иногда нужно «показать зубы»;
  • создавайте «иллюзию игнорирования» с вашей стороны всех попыток запугать себя или обидеть. Зачастую человеку важна ответная реакция на свое поведения, а если ее не существует – ему очень быстро становится неинтересно;
  • выявите лидера моббинга и дискредитируйте его;
  • если вы решаетесь обратиться за помощью к вышестоящему начальству, будьте готовы, что агрессия станет открытой, и в итоге вы можете остаться виноватым;
  • в общих рамках действуйте в соответствии с корпоративным стилем компании. Здесь не идет речь о том, чтобы принимать навязываемый стиль поведения, но учитывать правила игры коллектива, в котором вы находитесь, необходимо.

Помните, что негативные взаимодействия оказывают в пять раз более сильное влияние на настроение, чем плодотворные взаимоотношения, поэтому проблему гораздо лучше решить вместе. Если это сделать не получается, сотруднику, подверженному моббингу, лучше найти новое место работы, а руководителю – не допустить подобного  в последующем.